ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О риэлтерской деятельности

Вносится депутатом Государственной Думы: А.Г.Пузановским

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

71948-3

О риэлтерской деятельности

в Российской Федерации

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего федерального закона


Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирования, направленные на установление правовых основ единого рынка недвижимости в Российской Федерации, регулирует отноше­ния, возникающие в связи с осуществлением юридическими лицами и индиви­дуальными предпринимателями риэлтерской деятельности и направлен на обеспечение единой государственной политики в области регулирования данной деятельности и защиты прав собственников, других жизненно важных ин­тересов личности, общества и государства.


Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.Настоящий Федеральный закон не распространяется:на должностных лиц органов исполнительной власти, участвующих в продаже недвижимости в соответствии с законодательством о приватизации и другими законами;на лиц, организующих продажу недвижимости в соответствии с реше­ниями судов или органов исполнительной власти, в том-числе судебных ис­полнителей. в том числе и лиц. осуществляющих действия с имуществом в со­ответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве):на лиц, которые а качестве собственников, владельцев или арендодате­лей недвижимости совершают какие-либо действия а отношении недвижимо­сти. за исключением лица. действующего на основании п.2 статьи 8 настоящего закона.

Статья 2. Основные понятия


В целях настоящего Федерального закона применяются следующие ос­новные понятия:риэлтерская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию для других лиц за вознагражде­ние предусмотренных настоящим законом услуг при совершении операции с объектами недвижимости, а равно иная коммерческая профессиональная дея­тельность на рынке недвижимости в соответствии с настоящим законом;риэлтер – физическое лицо, имеющее специальную подготовку для ра­боты на рынке недвижимости и прошедшее аттестацию в соответствии с на­стоящим законом;риэлтерская фирма (риэлтер) – юридическое лицо, а также индивиду­альный предприниматель, обладающий лицензией на право осуществления ри­элтерской деятельности, выданной в соответствии с настоящим законом, и осуществляющий такую деятельность;профессиональные участники рынка недвижимости — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на рынке недвижимости в соответствии с настоящим законом, а также уполномо­ченные органы, обеспечивающие регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. лицензирование деятельности на рынке недвижимости и проведение единой государственной политики:рынок недвижимости — совокупность объектов недвижимого имущест­ва, а также гражданско-правовых сделок и иных операций с недвижимым имуществом, осуществляемых собственно профессиональными участниками рынка недвижимости и при их посредничестве;потребители риэлтерских услуг – физические и юридические лица, заключившие с риэлтером (риэлтерской фирмой) договор на оказание риэлтер­ских услуг.

Статья 3. Законодательство, регулирующее риэлтерскую деятельность


Законодательство Российской Федерации, регулирующее риэлтерскую деятельность, состоит из Гражданского Кодекса Российской Федерации, на­стоящего федерального закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации.

Статья 4. Участники риэлтерской деятельности


Участниками риэлтерской деятельности признаются, с одной стороны. юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (риэлтерские фирмы, риэлте­ры), а с другой — потребители их услуг (клиенты).

Статья 5. Риэлтерские фирмы и риэлтеры


Риэлтерской фирмой признается юридическое лицо, независимо от орга­низационно-правовой формы, созданное и действующее на основании российского законодательства, и имеющие лицензию на право ведения риэлтерской деятельности.Специалисты риэлтерской фирмы, непосредственно участвующие в за­ключение сделок с недвижимостью, подлежат обязательной аттестации.Риэлтером признается физическое лицо, прошедшее аттестацию, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и имеющее ли­цензию на право осуществления риэлтерской деятельности.

Статья 6. Отдельные виды риэлтерской деятельности (отдельные виды услуг риэлтеров)


В соответствии с требованиями настоящего Закона, к числу отдельных видов риэлтерской деятельности (отдельных видов оказываемых риэлтерами услуг), в частности, относятся:деятельность риэлтера в качестве агента или поверенного:деятельность риэлтера в качестве комиссионера;деятельность риэлтера в качестве дилера;деятельность риэлтера в качестве посредника при заключении сделок с недвижимым имуществом или правами на него между третьими лицами;деятельность риэлтера по организации торговли недвижимым имуществом:деятельность риэлтера по доверительному управлению недвижимым имуществом, в части, определенной в статье 10 настоящего Закона;деятельность риэлтера по предоставлению консультационных услуг, услуг по изучению конъюнктуры рынка, иных возмездных услуг, сопутствующих гражданскому обороту недвижимого имущества.

Статья 7. Деятельность риэлтера в качестве агента или поверенного


1. Агентская деятельность риэлтера осуществляется им на основании за­ключенного с потребителем услуг (принципалом) агентского договора.2. Агентский договор может предусматривать возложение на риэлтера обязательства от своего имени и за счет принципала, либо от имени и. за счет принципала осуществить в отношении указанного в договоре недвижимого. имущества определенные юридические и (или) действия, а том числе заклю­чить и (или) исполнить одну или несколько сделок с ним.Агентским договором может быть предусмотрено возложение на риэл­тера обязательства осуществить определенные юридические и шли) иные действия не в отношении недвижимого имущества, но в отношен;’;’ лично по­требителя услуг (принципала), при условии, что такие действия связаны с при­обретением или отчуждением принципалом, принятием или передачей им во временное или постоянное пользование в будущем определенного в договоре или неопределенного на момент заключения договора недвижимого имущества.3. Деятельность риэлтера в качестве поверенного осуществляется им на основании заключенного с потребителем услуг (доверителем) договора поручения, предусматривающего возложение на риэлтера обязательства осуществить от имени и за счет доверителя в отношении принадлежащего ему или ис­пользуемого им недвижимого имущества или в отношении его лично определенные юридические действия. При этом в последнем случае деятельность по­веренного в отношении лично доверителя подлежат рассмотрению в качестве риэлтерской деятельности лишь при условии, что она связана приобретением или отчуждением доверителем, принятием или передачей им во временное или постоянное пользование в будущем определенного в договоре или неопределенного на момент заключения договора недвижимого имущества.

Статья 8. Деятельность риэлтера в качестве_ комиссионера или дилера


1. Риэлтер признается осуществляющим деятельность в качестве комис­сионера в случае заключения между ним и потребителем услуг договора ко­миссии, в соответствии с которым риэлтер принимает на себя обязательство от своего собственного имени и за счет комитента совершить одну или несколько сделок с недвижимым имуществом.

2. Риэлтер осуществляет дилерскую деятельность в случае, когда недви­жимое имущество, являющееся объектом заключаемы им с третьими липами сделок купли-продажи (сделок по предоставлению прав на это имущество), находится в собственного самого риэлтера (было приобретено им ранее с це­лью последующей продажи).

Статья 9. Деятельность по организации торговли недвижимым имуществом


Деятельностью по организации торговли недвижимым имуществом признается деятельность, заключающаяся в предоставлении риэлтером участни­кам сделок с недвижимым имуществом комплекса услуг, способствующих надлежащему заключению и (или) исполнению таких сделок, в том числе:услуг по информационному обеспечению участников сделок (предоставление информации об объектах, ценах на них, иной информации);консультационных услуг, услуг по оформлению документов:услуг по надлежащему и безопасному проведению расчетов по сделкам, за исключением таких услуг, предоставление которых допускается исключительно при наличии лицензии на право осуществления банковской деятельности.

Статья 10. Доверительное управление риэлтером недвижимым имуществом
Деятельность по доверительному управлению недвижимым имуществом признается риэлтерской лишь в части осуществления доверительным управляющим — риэлтером таких действии, которые соответствуют установленным в статьях 7, 8 настоящего Закона признакам.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РИЭЛТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 11. Основные формы государственного регулирования


Государственное регулирование риэлтерской деятельности осуществля­ется посредством:

— организации лицензирования риэлтерской деятельности;

— организации контроля на предмет соответствия деятельности риэлтер­ских фирм и риэлтеров требованиям настоящего закона;

— ведения реестра риэлтерских фирм и риэлтеров профессиональных уча­стников рынка риэлтерских услуг.

Статья 12. Государственный орган регулирования риэлтерской деятельности
Регулирование деятельности риэлтерских фирм и риэлтеров осуществлю ется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Полномочия, порядок создания и деятельности федерального органа ис­полнительной власти по регулированию риэлтерской деятельности определя­ется Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Основные функции федерального органа исполнительной власти по регулированию риэлтерской деятельности


Федеральный орган исполнительной власти по регулированию риэлтер­ской деятельности осуществляет следующие функции:

производит лицензирование риэлтерской деятельности и осуществляют контроль за деятельность субъектов лицензирования;

приостанавливает действие или аннулирует лицензии по тем видам дея­тельности, лицензирование которых они осуществляют:

ведет единый государственный реестр риэлтерских фирм (риэлтеров) и лицензий на право осуществления риэлтерской деятельности;

участвует в проведении экспертиз по законопроектам в области риэлтер­ской деятельности и операций на рынке недвижимости.

Статья 14. Лицензирование риэлтерской деятельности


1. Риэлтерская деятельность профессиональных участников рынка недвижимости подлежит обязательному лицензированию. Без лицензии или с приостановленной лицензией риэлтерская деятельность не допускается.

2. Лицензирование риэлтерской деятельности риэлтерских фирм и риэл­теров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Феде­рации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статья 15. Единый государственный реестр риэлтерских фирм и риэлтеров


1. Учет и контроль профессиональных участников риэлтерской деятель­ности (риэлтерских фирм и риэлтеров) осуществляется посредством веления государственного реестра риэлтерских фирм и риэлтеров (далее — реестр).2. Реестр ведется уполномоченным государственным федеральным органом исполнительной власти.3. Обязательному включению в государственный реестр подлежат:
  • сведения о риэлтерской фирме или риэлтере;
  • наименование лицензионного органа, выдавшее лицензию;
  • дата выдачи и номер лицензии;
  • срок начала и окончания действия лицензии;
  • данные о регистрации, приостановлении и возобновлении лицензии;
  • данные об аннулировании лицензии (основание и дата аннулирования лицензии);
  • данные о прохождении аттестации сотрудниками риэлтерской фирмы;
  • данные о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий.

4. Реестр является открытым. Порядок доступа к информации Реестра определяется уполномоченным государственным федеральным органом ис­полнительной власти.


Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИЭЛТЕРСКИХ ФИРМ И РИЭЛТЕРОВ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕДВИЖИМОСТИ И ПРАВАХ НА НЕЕ

Статья 16. Права и обязанности потребителя риэлтерских услуг

1. Потребители риэлтерских услуг имеют право:

— проверять полномочия риэлтерской фирмы (риэлтера):

— получать от риэлтерской фирмы (риэлтера) всю необходимую информацию о сделке;- обращаться в специальные органы и иные компетентные государствен­ные органы, саморегулируемые организации риэлтеров и другие обществен­ные организации по вопросам нарушения их прав как потребителей риэлтер­ских услуг.2. Потребители риэлтерских услуг обязаны:- предоставлять риэлтерской фирме (риэлтеру) полные и достоверные сведения и документы на объекты недвижимого имущества, о правах на них и о их собственнике.

Статья 17. Право риэлтерской фирмы (риэлтеров) на информацию об объектах недвижимости и правах на нее по отношениям риэлтерской сделки

  1. Для соблюдения и зашиты законных интересов участников риэлтер­ских отношений и обеспечения юридической чистоты оформления прав на объекты недвижимости риэлтерская фирма (риэлтер) имеет право получать от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. и иных органов исполнительной власти необходи­мую информацию об объектах недвижимости и правах на нее. а также о юри­дических и физических лицах — сторонах в сделке.

2. Перечень органов исполнительной власти и иных организаций и уч­реждений, обязанных предоставлять необходимую информацию определяется уполномоченным федеральным органов власти по регулированию риэлтерской деятельности.

Статья 18. Информация, предоставляемая риэлтером


К числу сведений, предоставляемых риэлтерам по их запросам относятся:

  • сведения о недвижимом имуществе и его характеристиках, находящемся в государственной собственности и в собственности муниципальных образо­ваний;
  • сведения о недвижимом имуществе и его характеристиках, находящемся в собственности юридических и физических лиц.

Предоставление риэлтерам любых из указанных выше сведений осуще­ствляется исключительно при соблюдении условии такого предоставления, ус­тановленных в статьях 19-21 настоящего Закона.2. Основанием предоставления риэлтеру указанных в пункте 1 настоя­щей статьи сведении является его письменный запрос.3. Риэлтер, запрашивающий указанную в пункте 1 настоящей статьи информацию и являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан лично предъявить выданную ему лицензию на право осуществления риэлтерской деятельности в подлинном экземпляре.В случае направления запроса риэлтером, являющимся юридическим лицом, в запросе должен быть точно поименован тот его штатный работник, который уполномочен руководителем организации – риэлтера на получение указанной информации и на предъявление подлинного экземпляра лицензии на право осуществления риэлтерской деятельности.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать плату за предоставление риэлтерам запрашиваемой ими информации.



Статья 19. Условия предоставления сведений о недвижимом имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности


1. Сведения о недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности, собственности муниципальных образовании, и его характеристиках предоставляются по запросам риэлтеров при условии, что соответствующие объекты включены в ведущийся органами по управлению государственным муниципальным) имуществом реестр недвижимого имущества и не относятся к числу режимных объектов, разглашение информации о которых запрещено законодательством.

2. Предоставление риэлтерам информации о государственном (муниципальном) недвижимом имуществе сверх объекта сведении, необходимых для совершения сделки, не допускается.

Статья 20. Условия предоставления сведений о недвижимом имуществе, находящемся в собственности юридических и физических лиц


1. Сведения о недвижимом имуществом, находящемся в собственности юридических лиц, и их характеристиках предоставляются по запросам риэлтеров при условии, что соответствующие объекты включены в ведущийся упол­номоченным на это органом реестр прав на недвижимое имущество, земель­ный кадастр или находятся в иной базе данных с открытым доступом и не относятся к числу режимных объектов, разглашение информации о которых запрещено законодательством.Сведения об эксплуатационных характеристиках указанных объектов предоставляются риэлтерам также органами жилищно-коммунального хозяйства и организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов жилого и нежилого фондов.

Статья 21. Условия предоставления сведений о юридических лицах и персональных сведений о гражданах


1. Предоставление риэлтерам сведений о юридических лицах осуществ­ляется органами государственной регистрации юридических лиц в объеме све­дений. включенных в ведущийся ими реестр.

2. Предоставление риэлтерам персональных сведений о гражданах осуществляется:органами внутренних дел — в объеме сведений о фактах прописки (регистрации) граждан по адресам их места жительства;органами жилищно-коммунального хозяйства и организациями, осуще­ствляющими эксплуатацию объектов жилого и нежилого фондов — в объеме сведений, включаемых в ведущиеся указанными органами домовые книги;органами социального обеспечения — в объеме сведений, необходимых для установления характера и содержания прав на недвижимое имущество лиц, относящиеся к особым категориям граждан (несовершеннолетних граждан и иных лиц, признанных в установленном порядке ограниченного или

полностью недееспособными, инвалидов, пенсионеров):органами регистрации актов гражданского состояния — в объеме сведений, включаемых в журналы регистрации актов гражданского состояния:специализированными лечебными учреждениями — о фактах состояние граждан на их учете.3. Предоставление риэлтеру сведении о фактах усыновления граждан не допускается вне зависимости от характера запроса и обстоятельств, на которые ссылается запрашивающий такие сведения риэлтер.4. Предоставление риэлтеру сведений о состоянии гражданина на учете в специализированном лечебном учреждении допускается исключительно при наличии мотивированного обоснования о необходимости получения риэлте­ром таких сведений, письменного согласия проживающих с таким граждани­ном совершеннолетних родственников и письменного разрешения вышестоя­щего по отношению к лечебному учреждению органа здравоохранения.Предоставление риэлтеру иных врачебных сведений о гражданине, за исключением простого факта нахождения или отсутствия его на учете в спе­циализированном лечебном учреждении, не допускается вне зависимости от характера запроса и обстоятельств, на которые ссылается запрашивающий та­кие сведения риэлтер.5. Должностные лица, виновные в предоставлении риэлтеру персональных сведений о гражданах, разглашение которых не допускается, в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.6. Разглашение риэлтером ставших известными ему персональных све­дений о гражданине, составляющих врачебную тайну или тайну усыновления. является безусловным основанием для аннулирования выданной ему государ­ственной лицензии на право осуществления риэлтерской деятельности.

Статья 22. Пределы применения правил статей 19-21 настоящего Закона

1. В случае, если федеральным законом Российской Федерации установлено, что какие-либо из сведений, указанных в статьях 19-21 настоящего 3акона, не подлежат сообщению иначе, как на основании специально установленных таким законом правил, применению подлежат эти специально установленные правила.

2. В случае, если федеральным законом Российской Федерации или в установленном им порядке определено, что какие-либо из сведении, указанных в статьях 19-21 настоящего Закона, не подлежат разглашению вне зависимости от правил, содержащихся в иных законодательных актах, правила статей 19-21 настоящего Закона применению не подлежат.

Статья 23. Недопустимость сокрытия информации и объявления ее конфиденциальной иначе, как в силу предписания федерального закона


Должностные лица не вправе отказывать риэлтером в сообщении им оп­ределенных в статьях 19-21 настоящего Закона сведении со ссылкой на их конфиденциальность в отсутствие прямого указания на это федерального за­кона Российской Федерации (пункт 2 статьи 22 настоящего Закона).

Статья 24. Обжалование отказа должностного лица в предоставлении риэлтеру информации


Обжалование отказа должностного лица в предоставлении риэлтеру за­прашиваемых им в соответствии с правилами статей 19-21 настоящего Закона сведений осуществляется в судебном и административном порядке.

Статья 25. Обязанности риэлтеров


Риэлтер обязан:

предъявлять лицензию по требованию контролирующих органов и потребителей риэлтерских услуг:

не передавать лицензию другим лицам в пользование:

своевременно информировать лицензирующий орган об изменении сведений, указанных в лицензии:

информировать потребителя риэлтерских услуг о законодательных и нормативных актах в области рынка недвижимости:не разглашать информацию, полученную в холе проведения сделки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;обеспечивать сохранность документов, полученных от потребителя риэлтерских услуг для совершения сделки;предоставлять клиенту достоверную и полную информацию в отношении объекта недвижимости, прав на него и о собственнике (владельце), которая может быть получена на законных основаниях;обеспечивать правовую защиту интересов клиента путем составления проектов сделок, разъяснения прав и обязанностей, а также содержания и пра­вовых последствий сделки:

Статья 26. Ответственность при осуществлении риэлтерской деятельности


При нарушении положений заключенных договоров об оказании риэлтерских услуг, лицензионных требований и условий риэлтеры несут ответственность в соответствии с договором и действующим законодательством.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ РИЭЛТЕРСКИХ УСЛУГ

Статья 27. Предоставление риэлтерских услуг


1. Предоставление риэлтером услуг юридическим и физическим лицам осуществляется на основании заключаемого между ними письменного догово­ра в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.2. Наличие надлежаще заключенного между риэлтером и потребителем его услуг договора предоставляет риэлтеру право действовать в интересах потребителя в пределах, определенных в самом договоре, без доверенности, если федеральным законом специально не оговорено требование о необходимости наличия специальной доверенности на право осуществления соответствующих действий в интересах лица, выдавшего такую доверенность.

Статья 28. Сведения и условия, обязательные для включения в договор об оказании риэлтерских услуг


1. Договор, заключаемый риэлтером с потребителем его услуг в обяза­тельном порядке должен содержать сведения о наличии у риэлтера государст­венной лицензии на право осуществления риэлтерской деятельности.

2. Договор, заключаемый риэлтером с потребителем, должен точно и полно определять конкретные виды услуг, обязанность оказания которых возлагается

на риэлтера, а также пределы полномочии риэлтера в предоставлении интересов заказчика в отношениях риэлтера с третьими лицами.3. Включение сторонами в договор условия, в соответствии с которым риэлтер приобретает неопределенные полномочия по распоряжению и (или) использованию недвижимого имущества или денежных средств потребителя не допускается, а сам такой договор является недействительным.

4. Обязательным условием договора, заключаемого риэлтером с потре­бителем его услуг, является также указание на размер вознаграждения, упла­чиваемого риэлтеру за оказанные услуги.

Статья 29. Участие к исполнении договора с потребителем риэлтерских услуг двух или более риэлтеров


В случае участия в исполнении договора с потребителем двух или более риэлтеров, предусмотренные в статье 28 настоящего Закона обязательные сведения и условия, подлежат включению в договор в отношении каждого из участвующих в договоре риэлтеров. В противном случае договор подлежит признанию недействительным в части, относящейся к взаимным правам и обя­занностям потребителя и соответствующего риэлтера.2. Два или более риэлтеров, исполняющие договор, заключенный между ними и потребителем их услуг, несут перед последним солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими принятых на себя обязательств, если в самом договоре специально не оговорено иное.

Статья 30. Передача риэлтером прав и обязанностей по договору1. Передача риэлтером прав и обязанностей по договору, заключенному им с потребителем, полностью или в какой-либо их части допускается лишь при наличии предварительного письменного согласия на это потребителя.

2. Лицо, принимающееся на себя обязанности по исполнению договора и права по отношению к потребителям в порядке их передачи также должно яв­ляться риэлтером, обладающим государственной лицензией на право осущест­вления риэлтерской деятельности.

Статья 31. Исполнение риэлтером договора


1. При исполнении заключенного им договора с потребителем риэлтер обязан действовать исключительно в интересах последнего, не допуская разглашения ставшей известной ему конфиденциальной информации об имущественном положении потребителя.2. Риэлтер, осуществляющий исполнение договора, не вправе совершать действия, влекущие ухудшение имущественного положения потребителя по сравнению с существовавшим на момент заключения дговора.Риэлтер вправе своими действиями приобретать обязанности перед третьими лицами, исполнение которых возлагается лично на потребителя лишь при наличии прямого указание на это в договоре, заключенном им с потребителем, либо при наличии иного письменного согласия на это потребителя. В отсутствие такого согласия любые обязательства, приобретаемые риэл­тером перед третьими лицами, подлежат исполнению им лично и за его собственный счет.3. При исполнении договора риэлтер обязан сообщать потребителю лю­бую относящуюся к оказываемой последнему услуге информацию, имеющую существенное значение для исполнения договора, а также перелазать потребителю полученные риэлтером соответствующие документы.

Статья 32. Защита прав третьих лиц


1. Риэлтер и потребитель его услуг не вправе включать в заключаемый между ними договор условия, нарушающие законные права и интересы любых третьих лиц, не участвующих в договоре.В случае, если в процессе или в результате исполнения договора, содержащего указанные выше условия, третьим лицам причинен имущественный ущерб, риэлтер и потребитель его услуг несут перед такими лицами солидарную ответственность за возникшие убытки.2. Супруг потребителя риэлтерских услуг, его родственники и иные ли­ца, законные права которых на недвижимое имущества, являющееся предме­том сделки, исполнить которую обязался риэлтер, нарушены или находятся под угрозой нарушения вправе обратиться в суд по месту нахождения указанного имущества с требованием о пресечении осуществляемых в отношении них незаконных действий.

Такое же право принадлежит представителям несовершеннолетних граждан, действующих в их интересах.

Глава 5. АТТЕСТАЦИЯ РИЭЛТЕРОВ И ОРГАНЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РИЭЛТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 33. Аттестация риэлтеров


1. Проверка уровня знаний и квалификации (аттестация) кандидатов в профессиональные риэлтеры является одним из требовании» и условии после­дующего получения лицензии риэлтерской фирмой (риэлтером).

2. Положение об аттестации риэлтеров утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 34. Профессиональные организации риэлтеров


Для защиты своих профессиональных интересов, повышения профес­сионального уровня риэлтеров и качества оказываемых ими услуг, оказания содействия государственным органам в развитии риэлтерской деятельности и рынка недвижимости риэлтеры могут учреждать общественные (некоммерче­ские) профессиональные организации. Государственные органы вправе привлекать представителей профессиональных организаций риэлтеров для дея­тельности в составе аттестационных комиссии, s осуществлении контроля за велением риэлтерской деятельности, для подготовки проектов законов и нор­мативно-правовых актов в области недвижимости.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Вступление в силу настоящего закона


Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.С момента вступления в силу настоящего Закона положения иных актов законодательства Российской Федерации применяются в части, не противоре­чащей настоящему Закону.Лицензия, выданная уполномоченным органом до вступления в силу на­стоящего закона, признается действующей до конца срока ее действия.Переаттестация профессиональных риэлтеров должна быть проведена в течение 2 лет после вступления закона в силу.

Статья 36. Приведение в соответствие с настоящим федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации


Другое федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации должны быть приведены в соответствие с настоящим федеральным законом в течении одного года со дня вступления его в силу.
Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О риэлтерской деятельности в Российской федерации»


В настоящее время правовое регулирование риэлтерской деятельности осуществляется на уровне правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это объективно услож­няет практику осуществления риэлтерской деятельности. создает необоснованные сложности не только для самих риэлтеров, но и для потребителей их услуг. Установление единства н правовом регулировании риэлтерской деятельности на всей территории Российской Феде­рации — основная цель предлагаемого проекта федерального закона.Настоящий вариант проекта доработан с учетом замечаний. предложении и попра­вок. содержащихся в заключении Президента Российской Федерации на проект Федерального закона «О риэлтерской деятельности в Российской Федерации» от 11 июня 1998 года №Пр-819), письме Правительства Российской Федерации «О проекте федерального закона «О риэлтерской деятельности в Российской Федерации», за подписью Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Б.Немцова от 22 июня 1998 года №3077п-П5).Глазной концептуальной идеей при разработке проекта была избрана идея регулирования отношений. возникающих в связи с предоставлением риэлтерских услуг, с позиции их потребителей. Именно в связи с этим в проекте, нашли свое отражение особенности за­щиты прав потребителей применительно к риэлтерской деятельности. Большинство услуг, предоставляемых риэлтерами, имеет особое значение по причине ил непосредственной свя­зи с переходом прав на недвижимое имущество Руководствуясь именно этими соображениями в проект в качестве отдельной главы были включены нормы об особенностях защиты прав потребителей риэлтерских услуг.Акцентируя внимание на защите прав потребителей, проект тем не менее, принимаетво внимание и запросы риэлтеров, большая часть которых относится к их взаимоотношениям с различными органами исполнительной власти, иными государственными организа­циями и учреждениями. В данном случае речь идет о необходимости снабжения риэлтера точной информацией об объектах сделок и о заинтересованных з таких объектах лицах. В проекте специально выделены нормы об информационном обеспечении риэлтерской дея­тельности, осуществляемом по их запросам должностными лицами органов управления на местах. Наличие у риэлтера максимально полной информации о недвижимом имуществе, о наличии прав третьих лиц на такие объекты способствуют не только развитию риэлтерского бизнеса, но также и защите интересов клиентов, поскольку последние безусловно вправе получить or риэлтера такую информацию. Не говоря уже о том. что именно информация об объектах является той основной причиной, по которой гражданам и юридическим лицам целесообразно обращаться именно к риэлтерам за получением их услуг, но не наниматься заключением и исполнением сделок с недвижимостью самостоятельно.

В проекте закона предложено более широкое определение риэлтерской деятельности, включая в него не только оказание агентских, дилерских и посреднических услуг, но также и деятельность по доверительному управлению, по организации торговли недвижимым имуществом.В законопроекте даны основные понятия и термины, применяемые на рынке недви­жимости: «рынок недвижимости», «профессиональные участники рынка недвижимости», «профессиональный риэлтер» и др.Недвижимость является основным объектом собственности для большинства рос­сийских граждан. Приватизация жилья включила в гражданский оборот значительную часть жилищного фонда россии, создала условия для создания рынка жилья. Поэтому важной го­сударственной задачей является создание такой правовой системы, которая бы надежно обеспечивала права всех участников рынка недвижимости, снижала по возможности риски и обеспечивала восстановление нарушенных прав. Актуальность проблемы снижения рис­ков участников рынка недвижимости, и прежде всего граждан возрастет по мере развития рынка недвижимости.Закон «О риэлтерской деятельности в Российской Федерации» должен обеспечить унификацию подходов к ее законодательному регулированию на всей территории Россий­ской Федерации, сбалансированное развитие первичного и вторичного рынков недвижимо­сти, сделать оптимальным взаимодействие всех профессиональных участников рынка.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона «О риэлтерской деятельности в Российской Федерации»Принятие федерального закона «О риэлтерской деятельности в Российской Федерации» в целях его реализации потребует внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты Российской Федерации:Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»:Федеральный закон «Об ипотеке»:Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» :

— Федеральный закон «О товариществах собственников жилья’

— Федеральный закон «О некоммерческих организациях»:Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года «Об утверждении Положения о лицензировании риэлтерской деятельности

/

Финансово-экономическое обоснование

к проекту федерального закона «О риэлтерской деятельности в Российской Федерации»

Реализация данного законопроекта не требует дополнительных расходов за счет средств Федерального бюджета.